Ярлыки

понедельник, 26 января 2015 г.

Суп и облака

Моя маленькая сумасбродная возлюбленная подала мне обед, а я следил в открытое окно столовой за плавучими чертогами, воздвигаемыми господом богом из паров, за этими дивными сооружениями из неосязаемого. И, созерцая, думал: «Все эти фантастические призрачные красоты могут сравниться только с глазами моей прекрасной возлюбленной, этой маленькой сумасбродки, этого милого зеленоглазого чудовища».

Но тут я получил размашистый удар кулаком в спину и услышал хрипловатый, пленительный для меня голос — голос истерический и как бы осипший от водки, голос моей маленькой возлюбленной: «Да скоро ли ты кончишь суп, черт бы тебя побрал, зевака эдакий! Звездочет!»

Ш. Бодлер. Стихотворения в прозе

среда, 24 декабря 2014 г.

Арлекин ибн Иблис

Были времена, когда мудро-глупый и находчиво-забывчивый персонаж комедия дель арте, проворный и медлительный слуга двух господ, воздыхатель Коломбины, обладатель палки для битья и характерного костюма, сшитого из разноцветных лоскутков, черной маски и шляпы с пером, возглавлял группу волосатых граждан с копытами и хвостами и преследовал заблудшие души, чтобы утащить их в ад. Слово herlequin появилось в средневековых хрониках еще в XI в. и означало "чёрт" или "дьявол", а вся банда именовалась familia herlequin

Морис Санд. Арлекин
 Когда Арлекина изображают в костюме из черно-красных ромбов, как у Сезанна, то это отсылка именно к его первоначальному роду деятельности. Большая перемена в карьере случилась в XVI веке, когда вместе с работой он сменил прописку: итальянцы превратили французского черта в театрального персонажа комедии дель арте, украсили его одеждой из разноцветных ромбов и заставили служить двум господам. О прежних его проделках теперь напоминают только черная маска и дубина. Вершиной демонической карьеры стало его упоминание в "Божественной комедии" Данте под именем Аликино (в переводе Лозинского - Косокрыла), короля мертвых, где он, как и встарь, заправлял демонами в восьмом круге ада.

суббота, 13 декабря 2014 г.

Старик и море


В "Нью-Йоркере" опубликовано несколько фотографий из жизни 63-летнего полярника-метеоролога Вячеслава Короткого. Много лет он живет за Полярным кругом на берегу Баренцева моря и занимается наблюдениями за погодой. Результаты научных изысканий вписыватся в амбарную книгу. Раз в год в эти края заходит корабль с продовольствием и топливом. Изредка старик выбирается в Архангельск, где живет его жена, но никогда не задерживается, страдая от шума и грязи городской жизни. Фотографии сделала Евгения Арбугаева, которая сама выросла в Заполярье.


воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Лень как боль похуже зубной

...Он отлично знает, что, пережив ничтожное, в сущности, напряжение первых двадцати-тридцати минут, он найдет уверенность, а с нею счастье. И, несмотря на это, он днями, а то и месяцами не делает ничего, испытывая боль похуже зубной. (Здесь Шварц пишет о себе в третьем лице).</em> В этом несчастье он не одинок. Таким же мучеником был Олейников, все искавший, полушутя, способы начать новую жизнь: то с помощью голодания, то с помощью жевания, все для того, чтобы избавиться от проклятого наваждения и начать работать. Так же, по-моему, пребывает в мучениях Пантелеев. Было время, когда в страстной редакторской оргии, которую с бешеным упрямством разжигал Маршак, мне чудилось желание оправдывать малую свою производительность, заглушить боль, мучившую и нас. Среди многочисленных объяснений своей воли к неподвижности он сам предложил и такую: «У моей души либо ноги натерты, либо сломаны, либо отнялись!» (снова о себе).

Из дневников Е. Шварца

пятница, 7 ноября 2014 г.

Образец огрубения и одичания вкусов

...по странному недоразумению, русские зодчие того времени пустились изучать не те национальные элементы, которые оставлены нам искусством Новгорода, Пскова, Суздаля и Москвы, а либо ту же готику, которой увлекались на западе, либо стиль Византии... при этом стиль этот был до неузнаваемости искалечен, обезличен и введен в жизнь по непреклонной воле Николая I, строжайше запретившего строить в России храмы в других стилях, кроме "Высочайше апробованного". Разработка канона этого нового стиля, единственно будто бы приличествовавшего православному храму, единственного "истинного русского" стиля, принадлежит немцу Тону, автору Екатерининской церкви на Петергофском шоссе, провозвестницы начавшегося вскоре полного огрубения и одичания вкусов. За нею последовали сотни церквей в этом нелепом "русском" будто бы, стиле, которыми буквально усыпана вся Россия и которого не избежала и Москва, получившая от создателя стиля и его вдохновителя такой великолепный образец, как Храм Спасителя.

И. Грабарь. История русского искусства

* * *