Были времена, когда мудро-глупый и находчиво-забывчивый персонаж комедия дель арте, проворный и медлительный слуга двух господ, воздыхатель Коломбины, обладатель палки для битья и характерного костюма, сшитого из разноцветных лоскутков, черной маски и шляпы с пером, возглавлял группу волосатых граждан с копытами и хвостами и преследовал заблудшие души, чтобы утащить их в ад. Слово herlequin появилось в средневековых хрониках еще в XI в. и означало "чёрт" или "дьявол", а вся банда именовалась familia herlequin.
Морис Санд. Арлекин |
Когда Арлекина изображают в костюме из черно-красных ромбов, как у Сезанна, то это отсылка именно к его первоначальному роду деятельности. Большая перемена в карьере случилась в XVI веке, когда вместе с работой он сменил прописку: итальянцы превратили французского черта в театрального персонажа комедии дель арте, украсили его одеждой из разноцветных ромбов и заставили служить двум господам. О прежних его проделках теперь напоминают только черная маска и дубина. Вершиной демонической карьеры стало его упоминание в "Божественной комедии" Данте под именем Аликино (в переводе Лозинского - Косокрыла), короля мертвых, где он, как и встарь, заправлял демонами в восьмом круге ада.
Гюстав Доре. Иллюстрация к XXII песне «Божественной комедии» — «Аликино ловит убегающего грешника Чамполо» |
Однако избавиться от мрачного прошлого навсегда бывшему мистериальному чёрту не удалось. Зрителю постоянно намекали, что простить — не значит забыть — и итальянские ярмарочные балаганы украшались мертвецами, встающими из могил и паяцем в треугольной шляпе с подписью: “Арлекин, повелитель Фауста во тьме адской”.
Пришелся ко двору бывший чёрт и в России. Естественно, как выходца из социальных низов (из преисподней в переносном смысле и из сельской местности под Бергамо в прямом) и бывшего лакея двух господ, его определили в пролетарии. Таков русский Арлекин начала XX века — мрачная узкая щель в черной маске выглядит как бойница, палка превращается в молоток, а легкомысленная шляпа с перышком сменяется чугунным горшком. Кровь на руках, ногах и голове предвосхищает невеселое будущее для представителей класса эксплуататоров. До революции оставалось несколько лет, и этот Арлекин приближал ее семимильными шагами, ведь он знал толк в наращивании темпа: ярмарочная пьеса "Арлекин — повелитель людоедов, или Семимильные сапоги" впервые была сыграна еще в 1720 году, а главный герой в ней был каторжником, бубновым валетом.
К. Малевич. Внимательный рабочий (эскиз к театральным декорациям, 1913)
Каторжник — не последнее амплуа трикстера Арлекина. У того же Малевича он выступает в роли турецкого воина с кривым ятаганом вместо палки: был молот, стал — серп). Ромбы переезжают с одежды на лицо и колени, но разноцветная одежда паяца все еще на нем. Название спектакля, к которому создает иллюстрации Малевич, — "Победа над солнцем". Для бывшего демона, ныне воинствующего крестьянина с угнетенного Востока, такой поворот вполне уместен.
К. Малевич. Турецкий воин (эскиз театральных декораций, 1913) |
Не следует, однако, забывать, что речь идет о слуге двух господ. Фигурки с ромбиками вместо головы известны со времен палеолита, так что Малевич не был первопроходцем. Ромб с костюма пронырливого бубнового валета — один из самых древних сакральных символов. Предполагается, что древний орнамент, состоящий из ромбов, изображает возделанные земельные участки и служит символом божества земли, то есть символом и смерти и плодородия. Более того, в христианской иконографии ромб отсылает к фигуре Богоматери или самого Христа, который иногда изображается являющимся из ромбообразной мандорлы. Неудивительно, что в гадальных картах бубновый валет означает благую весть.
Провинциальный чёрт добивается успеха и на театральном поприще, приобретая здесь все более божественные черты. “Шут на пиру, описанном Лукианом, пляшет, кривляется и ломается, выворачиваясь, искажаясь... Он ломает себя сам (а не окружающие разламывают его члены), выворачивает свои члены сам (а не окружающие калечат его), имитирует, глумится над присутствующими (а не они над ним)” (О. Фрейберг). В приговоренного к смерти Арлекина стреляют из пушки, и он распадается на части. Части размалывают в кофейной мельнице, и из нее выходит Арлекин с арлекинчиками. Его рубят на части, и он оживает. Сам его костюм подсказывает идею расчленения. Эту часть карьеры Арлекина тоже можно считать успешной — мало-помалу он оказывается в одной компании с Осирисом, Христом и сонмом других богов и божков, переживающих очистительную смерть и воскресение.
Сезанн. Арлекин (1888) |
Все сказанное выше в общем-то хорошо известно. Куда менее исследован вопрос о персидском "кузене", если не родном брате, Арлекина, да и вообще связи европейского жанра комедия дель арте с театром Востока. Самое известное театрализованное представление в Иране — тазийе (оплакивание), ежегодно проводящееся в рамках прогрессивного возвращения в мрачное средневековье в день смерти имама Хусейна. Эти действа представляют собой смягченную театрализованную форму обычных народных шествий, сопровождаемых добровольным экстатическим членовредительством. Такого рода жанр мало чем отличаются от сцен страстей христовых, которые разыгрывались в средневековой Европе, где в свое время из страстных представлений родилась европейская комедия дель арте. В Иране все случилось наоборот: нынешнее тазийе восходит к театральному жанру под названием ру-хози, у которого обнаруживается довольно много общего с комедия дель арте.
Как и для комедия дель арте, для ру-хози характерны музыкальное сопровождение, танцевальные номера, обязательная импровизация, устойчивый набор персонажей и основных сюжетов и нетребовательность к декорациям. В комедия дель арте обычно обыгрывался канонический любовный сюжет — молодые влюбленные, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды. А вот типичный сюжет ру-хози: к юному принцу, наследнику короля могущественной страны, приходит бродячий дервиш, который показывает ему портрет прекрасной принцессы из королевства за тридевять земель. Вопреки желанию отца принц отправляется в путь в сопровождении чернокожего слуги — шута и наперсника. В странствии они встречают множество преград и препятствий, но все они преодолеваются благодаря мудрости и прозорливости слуги. Они пересекают семь морей и семь гор, сражаются с драконами, зверями и ядовитыми змеями, приближаясь к возлюбленной принца. Тем временем принцесса, которой тот же дервиш показал портрет принца, томится от любви, заламывает руки и ждет суженого, который об этом еще не знает. Так с шутками-прибаутками Дурака принц добирается до принцессы, они играют свадьбу, становятся королем и королевой и живут, как водится, долго и счастливо. В других случаях разыгрываются сценки из жизни простых смертных, но в них обязательно участвуют пожилой хаджи, его жена, их дочь, ее жених и обязательно ловкий слуга — сийах (черный).
Характерные приметы сийах — черный цвет кожи, низкое происхождение из бывших эфиопских рабов, характерный акцент (Арлекин смешит публику своим бергамским выговором). Сийах не лезет за словом в карман (Арлекин тоже известен своим остроумием), постоянно критикует своих господ и мулл, много и грубо ругается (как и бывший крестьянин Арлекин), умудряется служить двум хозяевам и выручает их в самых разных затруднительных ситуациях. Чтобы сыграть сийаха, актер обязательно использовал черный грим, а классический Арлекин — черную маску.
В XVI веке, в то же время, когда комедия дель арте расцветает в Европе, ру-хози уже хорошо известно в Иране. Есть ли между ними прямая связь — неизвестно и маловероятно. Зато у обоих видов ярмарочных представлений есть собственная история, восходящая к одному источнику — древнегреческому театру. На персидское театральное искусство оказала влияние и другая древняя традиция — индийская, а на развитии европейского театра сказались Древний Рим и по меньше мере тысяча лет Средневековья. Что касается заимствований, то некоторые исследователи считают источником многих канонических сюжетов комедия дель арте арабские сказки "Тысячи и одной ночи".
Иблис |
Чтобы окончательно записать cийаха в родственники Арлекина, нужна еще одна важная деталь биографии — инфернальное происхождение. И здесь можно вспомнить, что в персидской изобразительной традиции черный цвет зарезервирован за нечистой силой — дивами, демонами и самим Иблисом: в основном черные рабы поставлялись в Иран из Эфиопии, где расположены целых два действующих до сих пор вулкана — Эрта Але и Даллол, издревле считавшихся "вратами ада".
Однако роль Иблиса, джиннов и демонов в персидском суфизме, который буквально пропитывает культурную традицию Ирана, не так однозначна, как в христианской Европе: некоторые выдающиеся суфии признают Иблиса величайшим влюбленным в Бога, который не склонился, подобно другим ангелам, перед человеком из-за излишне ревностной любви к Божественному возлюбленному. Соответственно, и демоны нередко изображались с атрибутами дервишей. Например, в персидском зодиаке IX века чернокожий демон изображен почти на всех миниатюрах. Вот он с дубиной в руках (обязательный атрибут Арлекина в комедия дель арте).
Египетская рукопись XIV-XV вв. с изображением персидского зодиака IX в. (Телец) |
Весы |
Скорпион |
Наконец, стоит упомянуть еще одну деталь, указывающую не столько на родство двух театральных жанров, сколько на странное, едва уловимое сходство атрибутов из таких разных областей, как итальянская комедия дель арте и персидский мистицизм, а именно костюма Арлекина и дервишеской хирки, скроенных из заплат. Лоскутная хирка символизирует, среди прочего, самоотреченную духовную нищету дервиша и преданность наставнику, а пестрый костюм Арлекина — приобретение магических свойств через добровольную смерть и воскресение ради услужения хозяину.
Карта "Дурак" занимает особое положение в Таро, потому что ей не присвоено какого-либо числа — ее ключевым значением является ноль. Иногда ее относят к началу старшего аркана, иногда к концу. Дурак олицетворяет одновременно начало и завершение мистических поисков.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить